ИМАР Новостной портал

Использование старой оптики на современных фотокамерах


Проверьте Ваш сайт и получите сразу три вида контекстной рекламы: активную, SEO и баннерную. Реклама настраивается под Ваш сайт. Регистрация не требуется!
Сайт:

mini88
Цифровые фотоаппараты продолжают падать в цене. Сегодня за скромные деньги можно купить профессиональную камеру 2-3 летней давности. Тем временем, цены на оптику устойчиво растут каждый год. У многих из вас наверняка есть объектив от какого-нибудь старого "Зенита", который можно благополучно использовать на современной камере. Сегодня мы расскажем, как это делается и что для этого нужно.

Вместо того, чтобы падать в цене с развитием технологий, прайс на современные объективы идет в ином направлении, возрастая на 5-10% каждый год. Хороший объектив стоит не менее 15 000 рублей, но зачастую – гораздо больше. Брать объектив в аренду – хорошее решение для экспериментов с неизведанной оптикой, но весьма расточительное в том случае, если вы не зарабатываете фотографией. А качественная оптика может стоить от 1 000 до 15 000 рублей в сутки.

Использование классических объективов с ручной фокусировкой может оказаться отличной альтернативой для стесненного в средствах фотографа, желающего поэксперементировать. Более того, если вы снимаете макро или занимаетесь предметной съемкой, старый объектив может дать результат ничуть не хуже того, который можно получить с помощью объектива за 15 тысяч рублей.

Взглянем на цены. Новый фикс-объектив Canon EF 35/2.0 стоит около 12 тысяч рублей, новый объектив Canon EF 85/1.8 стоит порядка 14 тысяч рублей. Чем лучше собрана оптика и чем больше уникальных элементов в ее конструкции применяется, тем она дороже. Профессиональные зум-объективы вроде Nikon AF-S 24-70/2.8 продаются по цене эдак 55 тысяч рублей. Cтарые объективы со схожими техническими характеристиками можной найти на барахолках за гораздо меньшие деньги. Например, мне удалось купить объектив Калейнар 100/2.8 с байонетом Nikon F всего за 1100 рублей в отличном состоянии. Какой-нибудь полтинник Гелиос вообще разрешается купить рублей за 300. В общем, разница в цене огромна - тут ничего не попишешь. Поэтому главная причина, по которой стоит использовать старую оптику - банальная экономия.

Какая старая оптика будет работать с цифровой камерой?

Каждый объектив спроектирован под собственный байонет. Байонет – отверстие на фотоаппарате, куда собственно объектив устанавливается. Разные производители занимаются выпуском собственных линеек оптики, и они традиционно не взаимозаменяемы. У Canon байонет называется EF, у Sony – A, у Nikon – F. Производители идут на такой шаг осознанно – это позволяет помимо камеры продать и собственные объективы, "привязав" фотографа к своей системе, что называется, обратив в свою религию. Ну а поскольку срок службы объектива существенно превышает срок службы камеры, то получается, что парк оптики переживет 4-5, а то и все 10 поколений камер. Например, у меня до сих пор жив объектив Nikon 50/1.2 который покупался когда-то с пленочным механическим Nikon FM2.

Создание объективов компанией-производителем камеры исключает некорректную работу оптики с родными тушками и позволяет корректировать специфические искажения программно сразу же во время съемки. Обрастая оптикой, фотограф все более затруднен в переходе на камеры конкурента – всё нажитое годами попросту не будет вкалывать на другой зеркальной системе.

Вместе с байонетом, каждый объектив создается таким образом, чтобы обеспечить определенную дистанцию между задней частью объектива и сенсором камеры. Это расстояние называется Flange Focal Distance или рабочий отрезок. Если расстояние между установленным объективом и сенсором не соответствует технически заявленному, объектив не сможет корректно фокусироваться на все расстояния.

5

Установка адаптера между объективом и камерой добавляет некоторое расстояние, таким образом, эффективный рабочий отрезок увеличивается. Если адаптер сильно увеличивает рабочий отрезок, задняя часть объектива становится сильно отдаленной от сенсора, что может породить проблемы с фокусировкой.

6

Наоборот, если задняя часть объектива слишком близко к зеркалу, он может испортить внутренние компоненты камеры и помешать ее работе.

Современные объективы Canon спроецированы под рабочий отрезок 44 мм. Таким образом, чтобы установленный на фотоаппарат Canon объектив работал корректно, его задняя часть должна находиться на расстоянии 44 миллиметра от сенсора. Объективы Nikon создаются под рабочий отрезок 46.5 мм.

4

Все эти объяснения в стиле Капитана Очевидность, кажутся примитивными, однако рабочий отрезок - ключевой фактор работы определенного объектива на определенной камере. Так как разница в рабочих отрезках между объективами Nikon и Canon составляет 2.5 мм, сделав переходное кольцо толщиной 2.5 миллиметра, можно использовать объективы Nikon на тушке Canon!

Как видно, некоторые камеры наиболее приспособлены для работы с оптикой просто потому, что ими удобнее пользоваться с адаптерными кольцами. В общем, вы потратите значительно меньше времени, установив неспецифический объектив на камеру с более коротким рабочим отрезком, в данном случае – Canon.

Адаптер с оптики Nikon на камеры Canon достаточно дешев и прост. В принципе, изготовить его не составит никакого труда, если у вас есть друг с доступом к станкам с ЧПУ. Но еще проще будет купить такой – его цена составляет около 300 рублей. Обратная комбинация будет более сложной.

1

Вторая причина использовать классическую ручную оптику – это совершенно другое ощущение и опыт съемки. Съемка с ручным объективом отличается от съемки с автофокусной оптикой не только в процессе, но и в подходе. Вы заметите, что используете значительно больше ракурсов и композиционных решений из-за того, что действия не могут быть выведены на автоматику, а каждый шаг нужно обдумать. Работы для получения кадра делается значительно больше, а это значит, что вы многому научитесь в непривычных для себя условиях. Многие мои знакомые специально переводят свои объективы на режим ручной фокусировки, или намеренно снимают в черно-белом. И после таких этапов намеренного ограничения их фотографии неизменно выходили на качественно новый уровень.

Из-за того, что оптика, выпущенная десять и более лет назад для байонетов Nikon F и Canon EF, превосходно работает и на новых камерах, на них традиционно высокий спрос и некоторые образцы достать проблематично. Вместо этого стоит обратить внимание на старую оптику для байонета M42. Эти объективы выпускаются с 1940 года и были весьма популярные в 80-е годы прошлого века. Но самое приятное – они производятся до сих пор, в частности, в России. Байонет M42 использовался такими линейками камер, как Зенит, Praktica, Pentax, а в числе производителей оптики были даже Carl Zeiss и Voigtlander.

Байонет M42 отличается винтовой резьбой и характеризуется рабочим отрезком 45.5 мм. Исходя из описанного выше, вы можете с легкостью установить M42-объектив на камеру Canon, но его нельзя установить на фотоаппараты Nikon без проблем с фокусировкой. То есть установить объектив, конечно, можно, однако он позволит фокусироваться лишь на близких расстояниях. Скажем, снять объект, находящийся на расстоянии 10 метров от камеры, с хорошей резкостью будет невозможно. Есть вариант переходника с линзой, который позволяет фокусироваться на бесконечности, но дополнительная линза снижает разрешающую способность объектива и уменьшает светосилу.

Оптика M42 с резьбой не может устанавливаться на защелкивающиеся байонеты современных зеркальных фотоаппаратов – без адаптера не обойтись. Адаптерные кольца также довольно дешевы и их можно найти в продаже на Amazon.com и многих других интернет-магазинах.

2

Если вы желаете использовать оптику, сконструированную под рабочий отрезок короче, чем на вашем фотоаппарате, простое металлическое кольцо-адаптер не даст желаемого результата. Если вы проигнорируете этот аспект и установите объектив – получите тандем, который не сможет фокусироваться на дальние дистанции и на бесконечность.

Переходное кольцо для объективов Nikon

В конструкции переходного кольца есть корректирующая линза

Установленный адаптер M42-Nikon А на зеркальной камере Nikon

Мануальная оптика на байонете Nikon F камеры Fujifilm S5 Pro

Объективы M42 достаточно часто можно встретить в продаже, на eBay и даже на блошиных рынках. А некоторые Tilt/Shift объективы можно встретить по смехотворной цене, если сравнивать со стоимостью таких моделей от Canon. Например, новый объектив Zenitar-M 2,8/16 стоит около 5-6 тысяч рублей, что в разы дешевле аналогов Canon EF.

Как снимать с ручной оптикой?

Объектив, установленный сквозь адаптер, может работать только в полностью ручном режиме, автофокус и автоэкспозиция в данном случае недоступны. Все потому, что переходное кольцо по-просту не снабжено электронным контактами для связи с камерой, а в объективе нет соответствующей начинки – фотоаппарат не сможет контролировать диафрагму и не догадывается, в фокусе ли сейчас изображение. Поэтому для получения правильных фотографий придется прибегнуть к технике SDM (Stop-Down Metering).

  1. Переключите камеру в режим M. Если такого режима в вашем фотоаппарате нет, то мы приносим вам соболезнования за сломанную компактную камеру. Разрешите в настройках фотоаппарата снимать без объектива.
  2. Смотрите через видоискатель в процессе изменения диафрагмы. Вы заметите, что изображение будет становиться или ярче, или светлее, также вы заметите изменение глубины резкости – особенно это заметно при портретной съемке.
  3. Выберите ISO, подходящее для вашей сцены. ISO 100 – для съемки на солнце, не меньше 800 при съемке в помещении.
  4. Выставите выдержку, подходящую для вашего случая, чтобы избежать смазывания картинки. 1/60 с или 1/50 с – этого вполне достаточно для начала. Со штативом можно и больше.
  5. Как только ваш объект в фокусе, нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы заработал экспонометр и оценил освещенность сцены. Если он показывает, что света достаточно – можете снимать. Если много или мало – примите соответствующие меры.
  6. Оцените полученную картинку и скорректируйте настройки камеры. Съемка в RAW позволит вытаскивать детали в пересвеченных или недоэкспонированных кадрах.

После некоторого использования данной техники, вы сможете фокусироваться на разных диафрагмах и сможете выставлять необходимые настройки не задумываясь.

Немаловажный аспект ручной фокусировки – ее удобство. И тут нам нужно будет разобраться с таким понятием, как фокусировочный экран. Это небольшая пластинка из прозрачного пластика с нанесенными концентрическими кругами и прочей разметкой. Входящий в комплект поставки экран рассчитан для удобства работы системы фазовой автофокусировки вашей камеры.

Фокусировочный экран

Фокусировочный экран держится защелкой перед пентапризмой

Старая неавтофокусная оптика значительно лучше приспособлена для ручной работы – это сразу замечаешь, покрутив какой-нибудь мануальный объектив в цельнометаллическом корпусе – плавный и при этом точный контроль фокусировки, не в пример хлипким пластмассовым кольцам на китовых объективах.

Конечно, вы без труда заметите промах в резкости, но в остальном, фокусироваться вручную будет не так удобно, как традиционным способом или в режиме Live View. Поэтому, если вы предпочитаете работать через оптический видоискатель, можно заменить стандартный фокусировочный экран на специально предназначенный для ручного наведения на резкость. Изображение в видоискателе будет лучше приспособлено для контроля резкости вручную, зона резкости станет более отчетливой. Помимо того, в продаже можно найти специальные экранчики для пейзажной съемки с нанесенными композиционными линиями.

Современная камера со сменной оптикой имеет в себе сложнейшие компоненты, которые обеспечивают работу систем стабилизации, замера экспозиции, фокусировки и обработки сигнала. Для полноценной работы ей необходима связь с объективом, чтобы брать из него информацию о съемке – диафрагме, выдержке, фокусном расстоянии. Другие характеристики также хранятся объективом – даже фокусное расстояние и состояние корпуса.

Начиная с 1987 года, с представлением объективов Canon EF с полностью электронной связью с камерой, объективы с процессорами постепенно отвоевывали место под солнцем у ручной оптики. Но тут возникает еще одна проблема – даже используя хороший объектив, фокусировочный экран и технику съемки, при малейшем изменении условий освещения вам заново придется выставлять значения выдержки, вручную изменять диафрагму на объективе или менять ISO.

Фотолюбители-энтузиасты решили эту проблему, создав так называемый одуванчик. Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции вашей зеркальной камеры.

Чип имитирует команды для полноценной работы фотоаппарата, а тушка думает, что на нее установили родной объектив. Работает подтверждение фокусировки, автоэкспозиция и так далее, но фокусировка остается ручной. Одуванчики выпускают для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS, Nikon, Olympus, фотоаппаратов Micro Four Thirds, зачастую в комплекте с переходным кольцом и полностью готовыми к работе.

Одуванчик для камер Canon

Одуванчик для камер Nikon

Переходное кольцо-адаптер с наклеенным чипом

Последнее поколения чипов могут программироваться на вкус пользователя, проводить юстировку системы фазовой фокусировки вместе с данным объективом, а также менять изначально определенные параметры чипа.

Перспективы Sony NEX и Micro Four Thirds

Особого внимания заслуживают фотоаппараты Sony NEX, построенные на таких же APS-C сеносорах, как и зеркальные. В попытке сделать самую маленькую камеру со взрослым сенсором, конструкторы Sony спроектировали линейку NEX таким образом, что рабочий отрезок у них составляет 18 мм, и пространство для установки оптики тут широчайшее. Фактически, создав переходное кольцо-адаптер, на NEX можно устанавливать любую оптику, что дает любителем широчайшую свободу действий. В принципе, то же самое справедливо и для фотоаппаратов системы Micro Four Thirds – у них также небольшой рабочий отрезок, но спроектированы они под матрицу с другим соотношением сторон, поэтому изначально сконструированная под пленочное дозволение Sony NEX будет выигрышнее.

В последней версии прошивки Sony реализовала возможность подключать старые объективы Minolta с фокусировочным мотором, но в контексте данной статьи нас это мало интересует. Используя переходные кольца Sony E-mount – M39, M42, T-mount - можно устанавливать любые старые объективы.

На форумах, посвященных продаже-покупке фотоаксессуров, можно встретить немало интересных объективов, которые распродают фотолюбители. Нас интересуют байонеты T2, M42, M42-M39, Zeiss C/Y, Leica R, Nikon F, Olympus OM, Pentax K, Minolta MD, Pentacon Six.

Почти все экземпляры старых мануальных объективов отличаются звенящей резкостью, немного измененной цветопередачей (старое оптическое стекло приобретает легкий желтоватый оттенок и может выдавать пленочные цвета), красивой зоной нерезкости и выразительным боке.

Пример красивого боке

Мануальные объективы отличаются своеобразным боке. Кадр ниже снят объективом Carl Zeiss Jena MC Pancolar f1.8-50mm

Еще один пример красивого боке

Тут хочется упомянуть объектив 40-2 85/1.5. Он отличается потрясающим овальным боке, которое как бы подкручивается кругами к центру.

Гелиос 40-2

К счастью, M42-объективов достаточно много. Есть и фикс-телеобъективы, и фишаи, и портретная оптика. Полный список мануальных стекол и технических характеристик можно посмотреть здесь. Ну а мы надеемся, что подкованные читатели FERRA.RU, руководствуясь нашей статьей, найдут себе подходящий объектив и сделают много отличных фотографий и расширят свои фотографические навыки.


Проверьте Ваш сайт и получите сразу три вида контекстной рекламы: активную, SEO и баннерную. Реклама настраивается под Ваш сайт. Регистрация не требуется!
Сайт:

Комментариев: [0] / Оставить комментарий
07 Jan 2012 22:39:38

Fujifilm представила защищенную компактную цифровую фотокамеру FinePix XP50

iXBT.com Fujifilm представила защищенную компактную цифровую фотокамеру FinePix XP50 iXBT.com ... а также сохраняет работоспособность при температуре -10 градусов Цельсия. В обтекаемый несимметричный корпус изделия создатели упаковали датчик изображения типа CMOS размером 1 2,3 дюйма разрешением 14 Мп, пятикратный зум- объектив Fujinon, ЭФР которого составляет 28-140 мм, ... Компания Fujifilm представляет новую фотокамеру FinePix F550 EXR с GPS. Fujifilm покажет на CES 2012 еще несколько компактных цифровых камер
07 Jan 2012 11:09:58

Агонию «Фобос-Грунта» запечатлел астроном-любитель

НТВ.ru Агонию Фобос-Грунта запечатлел астроном-любитель НТВ.ru Космический неудачник угодил в объектив видеокамеры. В Интернете появился ролик, главным героем которого стала российская автоматическая станция Фобос-Грунт . Редчайшую запись сделали не специалисты Роскосмоса, а астроном-любитель из Франции по имени Тьерри Лего. По его словам, он проехал более ...
06 Jan 2012 15:34:59

Портретный объектив AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G стоит $499

iXBT.com Портретный объектив AF-S NIKKOR 85mm f 1.8G стоит $499 iXBT.com Одновременно с камерой D4 компания Nikon анонсировала объектив AF-S NIKKOR 85mm f 1.8G, предварительные сведения о котором мы опубликовали накануне. Сочетание фокусного расстояния, относящего новинку к категории умеренных телеобъективов, и максимальной диафрагмы F 1,8 делают AF-S NIKKOR 85mm ... Nikon D4 может быть представлен уже 6 января Nikon представила зеркальную фотокамеру D4 ISO 204 800 и карты памяти XQD Nikon покажет новый фотоаппарат D4 - -
05 Jan 2012 22:10:12

Компания Nikon готовится представить камеру D4 и портретный объектив

iXBT.com Компания Nikon готовится представить камеру D4 и портретный объектив iXBT.com Система автоматической фокусировки получила 51 точку (9 крестообразных) и возможность работы с объективами с максимальной диафрагмой F 8. Утверждается, что D4 станет первой камерой с поддержкой карт памяти формата XQD Compact Flash (аппарат также будет иметь слот для карт памяти формата ...
01 Jan 2012 13:57:00

SLR Magic анонсирует выпуск объектива HyperPrime CINE 50mm T0.95

iXBT.com SLR Magic анонсирует выпуск объектива HyperPrime CINE 50mm T0.95 iXBT.com Компания SLR Magic, имя которой знакомо нашим постоянным читателям, анонсировала выпуск сверхсветосильного объектива SLR Magic HyperPrime CINE 50mm T0.95. Производитель обещает продемонстрировать новинку, являющуюся, по его словам, самой светосильной в своей категории, на сентябрьской выставке ...
26 Dec 2011 00:18:47

«Серебряная камера 2011»: Москва не влезает в объектив

Ведомости Серебряная камера 2011 : Москва не влезает в объектив Ведомости Фотоконкурс Серебряная камера 2011 должен напомнить, какой Москва была в уходящем году и что в ней происходило. События в фотографиях отражены, но не осмыслены Работы номинантов конкурса Серебряная камера на лучший фоторепортаж о Москве, как всегда, показывают в подвале Манежа. Как всегда, ... Выставка номинантов "Серебряной камеры-2011" в Манеже
23 Dec 2011 01:32:27

"Сатурн" попал в объектив Лозанны

"Сатурн" попал в объектив Лозанны Коммерсантъ Один из скандалов в российском футболе выходит на международный уровень. Как стало известно "Ъ", футболист Евгений Левченко и Профсоюз футболистов и тренеров России (ПФТР) приняли решение обратиться с иском в Международный спортивный арбитраж в Лозанне (CAS). Поводом для обращения стал отказ ...
15 Dec 2011 18:46:12

Медиасоюз «Объектив» предлагает Иванишвили 50% эфира

Новости-Грузия Медиасоюз Объектив предлагает Иванишвили 50% эфира apsny.ge По заявлению руководителя медиасоюза Объектив Ирмы Инашвили, союз готов полностью бесплатно предоставить Бидзине Иванишвили, 50 процентов своего эфирного времени. Как она пояснила на сегодняшней пресс-конференции, это будет только временной уступкой а не продажей эфира. ... Грузинский медиа-союз " Объектив " не продается - Инашвили
15 Dec 2011 14:18:09

Новый стандартный зум-объектив Olympus для камер PEN

3DNews Новый стандартный зум- объектив Olympus для камер PEN 3DNews Пресс-служба компании Olympus анонсировала выпуск нового стандартного зум- объектива для следующего поколения цифровых камер серии PEN. Модель M.ZUIKO DIGITAL ED 12-50мм 1:3,5-6,3 EZ. оснащена новым практически бесшумным и плавным электромагнитным механизмом зума. По мнению создателей, благодаря ...
13 Dec 2011 18:17:52

Водители попали в объектив

Газета.Ru Водители попали в объектив Газета.Ru Автоматическая фиксация нарушений ПДД в Москве набирает обороты. За два месяца с ее помощью выявлено 100 тысяч нарушений, причем в первый месяц работы гаишники разослали всего 20 тысяч постановлений. Также водителей в столице начинают ловить с помощью передвижных установок с видеокамерами. ...

Keywords:

объектив, каждый объектив, новый объектив, объектив стоит, хороший объектив, объектив работает, объектив камеру, объектив сможет, объектив отличается, объектив позволяет
ИМАР Новостной портал © Admin