Использование старой оптики на современных фотокамерах
Цифровые фотоаппараты продолжают валиться в цене. В эти дни за скромные гроши позволительно приобрести профессиональную камеру 2-3 летней давности. Тем временем, цены на оптику устойчиво растут всякий год. У многих из вас наверное есть объектив от какого-нибудь старого "Зенита", тот, что не возбраняется благополучно применять на современной камере. Нынче мы расскажем, как это делается и что для этого нужно.
Вместо того, чтобы падать в цене с развитием технологий, прайс на современные объективы идет в ином направлении, возрастая на 5-10% любой год. Мировой объектив стоит не менее 15 000 рублей, но зачастую – значительно больше. Хватать объектив в аренду – хорошее вывод для опытов с неизведанной оптикой, но сильно расточительное в том случае, если вы не зарабатываете фотографией. А качественная оптика может стоить от 1 000 до 15 000 рублей в сутки.
Использование классических объективов с ручной фокусировкой может угодить отличной альтернативой для стесненного в средствах фотографа, желающего поэксперементировать. Больше того, если вы снимаете макро или занимаетесь предметной съемкой, пожилой объектив может вручить плод ни чуточки не хуже того, который разрешается принять с помощью объектива за 15 тысяч рублей.
Взглянем на цены. Свежий фикс-объектив Canon EF 35/2.0 стоит примерно 12 тысяч рублей, новоиспеченный объектив Canon EF 85/1.8 стоит порядка 14 тысяч рублей. Чем лучше собрана оптика и чем больше уникальных элементов в ее конструкции применяется, тем она дороже. Профессиональные зум-объективы как бы Nikon AF-S 24-70/2.8 продаются по цене эдак 55 тысяч рублей. Cтарые объективы со схожими техническими характеристиками можной нарыть на барахолках за гораздо меньшие деньги. Например, мне удалось достать объектив Калейнар 100/2.8 с байонетом Nikon F всего за 1100 рублей в отличном состоянии. Какой-нибудь полтинник Гелиос вообще разрешено взять рублей за 300. В общем, отличалка в цене огромна - тут ничего не попишешь. Оттого главная причина, по которой стоит использовать старую оптику - банальная экономия.
Какая старая оптика будет трудиться с цифровой камерой?
Каждый объектив спроектирован под личный байонет. Байонет – отверстие на фотоаппарате, куда собственно объектив устанавливается. Разные производители занимаются выпуском собственных линеек оптики, и они традиционно не взаимозаменяемы. У Canon байонет называется EF, у Sony – A, у Nikon – F. Производители идут на эдакий шаг осознанно – это позволяет кроме камеры сбыть и собственные объективы, "привязав" фотографа к своей системе, что называется, обратив в свою религию. Ну а ибо срок службы объектива существенно превышает срок службы камеры, то получается, что парк оптики переживет 4-5, а то и все 10 поколений камер. Например, у меня до сих пор жив объектив Nikon 50/1.2 который покупался когда-то с пленочным механическим Nikon FM2.
Создание объективов компанией-производителем камеры исключает некорректную работу оптики с родными тушками и позволяет корректировать специфические искажения программно сию минуту же во момент съемки. Обрастая оптикой, фотограф все более затруднен в переходе на камеры конкурента – всё нажитое годами просто не будет вкалывать на прочий зеркальной системе.
Вместе с байонетом, произвольный объектив создается таким образом, чтобы снабдить определенную дистанцию между задней частью объектива и сенсором камеры. Это пространство называется Flange Focal Distance или рабочий отрезок. Если расстояние между установленным объективом и сенсором не соответствует технически заявленному, объектив не сможет корректно фокусироваться на все расстояния.
Установка адаптера между объективом и камерой добавляет некоторое расстояние, таким образом, результативный рабочий отрезок увеличивается. Если адаптер шибко увеличивает рабочий отрезок, задняя количество объектива становится здорово отдаленной от сенсора, что может породить проблемы с фокусировкой.
Наоборот, если задняя доля объектива чересчур рядом к зеркалу, он может изуродовать внутренние компоненты камеры и стать поперек дороги ее работе.
Современные объективы Canon спроецированы под рабочий отрезок 44 мм. Таким образом, чтобы установленный на фотоаппарат Canon объектив работал корректно, его задняя часть должна находиться на расстоянии 44 миллиметра от сенсора. Объективы Nikon создаются под рабочий отрезок 46.5 мм.
Все эти объяснения в стиле Капитана Очевидность, кажутся примитивными, и все-таки рабочий отрезок - ключевой момент работы определенного объектива на определенной камере. Так как разница в рабочих отрезках между объективами Nikon и Canon составляет 2.5 мм, сделав переходное колечко толщиной 2.5 миллиметра, можно использовать объективы Nikon на тушке Canon!
Как видно, некоторые камеры наиболее приспособлены для работы с оптикой нетрудно потому, что ими удобнее пользоваться с адаптерными кольцами. В общем, вы потратите немаловажно меньше времени, установив неспецифический объектив на камеру с более коротким рабочим отрезком, в данном случае – Canon.
Адаптер с оптики Nikon на камеры Canon довольно дешев и прост. В принципе, изготовить его не составит никакого труда, если у вас есть товарищ с доступом к станкам с ЧПУ. Но ещё проще будет купить таковый – его стоимость составляет возле 300 рублей. Обратная комбинация будет более сложной.
Вторая причина использовать классическую ручную оптику – это абсолютно другое чувство и навык съемки. Съемка с ручным объективом отличается от съемки с автофокусной оптикой не только в процессе, но и в подходе. Вы заметите, что используете значительно больше ракурсов и композиционных решений из-за того, что действия не могут быть выведены на автоматику, а каждый шаг нужно обдумать. Работы для получения кадра делается значительно больше, а это значит, что вы многому научитесь в непривычных для себя условиях. Многие мои знакомые нарочно переводят свои объективы на порядок ручной фокусировки, или намеренно снимают в черно-белом. И позже таких этапов намеренного ограничения их фотографии неизменно выходили на качественно свежеиспеченный уровень.
Из-за того, что оптика, выпущенная десять и более лет обратно для байонетов Nikon F и Canon EF, превосходно работает и на новых камерах, на них традиционно рослый спрос и некоторые образцы достать проблематично. Вместо этого стоит поворотить внимательность на старую оптику для байонета M42. Эти объективы выпускаются с 1940 года и были крайне популярные в 80-е годы прошлого века. Но самое приятное – они производятся до сих пор, в частности, в России. Байонет M42 использовался такими линейками камер, как Зенит, Praktica, Pentax, а в числе производителей оптики были более того Carl Zeiss и Voigtlander.
Байонет M42 отличается винтовой резьбой и характеризуется рабочим отрезком 45.5 мм. Исходя из описанного выше, вы можете с легкостью определить M42-объектив на камеру Canon, но его воспрещено установить на фотоаппараты Nikon без проблем с фокусировкой. То есть установить объектив, конечно, можно, при всем при том он позволит фокусироваться только на близких расстояниях. Скажем, снять объект, находящийся на расстоянии 10 метров от камеры, с хорошей резкостью будет невозможно. Есть вариант переходника с линзой, который позволяет фокусироваться на бесконечности, но дополнительная линза снижает разрешающую способность объектива и уменьшает светосилу.
Оптика M42 с резьбой не может устанавливаться на защелкивающиеся байонеты современных зеркальных фотоаппаратов – без адаптера не обойтись. Адаптерные кольца ещё достаточно дешевы и их можно разыскать в продаже на Amazon.com и многих других интернет-магазинах.
Если вы желаете использовать оптику, сконструированную под рабочий отрезок короче, чем на вашем фотоаппарате, простое металлическое кольцо-адаптер не даст желаемого результата. Если вы проигнорируете тот самый аспект и установите объектив – получите тандем, который не сможет фокусироваться на дальние дистанции и на бесконечность.
Объективы M42 достаточно нередко можно повстречать в продаже, на eBay и даже на блошиных рынках. А некоторые Tilt/Shift объективы можно встретить по смехотворной цене, если сравнивать со стоимостью таких моделей от Canon. Например, новый объектив Zenitar-M 2,8/16 стоит рядом 5-6 тысяч рублей, что в разы дешевле аналогов Canon EF.
Как снимать с ручной оптикой?
Объектив, установленный посредством адаптер, может действовать только в целиком ручном режиме, автофокус и автоэкспозиция в данном случае недоступны. Все потому, что переходное кольцо по-просту не снабжено электронным контактами для связи с камерой, а в объективе нет соответствующей начинки – фотоаппарат не сможет контролировать диафрагму и не догадывается, в фокусе ли сегодня изображение. Вследствие этого для получения правильных фотографий придется прибегнуть к технике SDM (Stop-Down Metering).
- Переключите камеру в режим M. Если такого режима в вашем фотоаппарате нет, то мы приносим вам соболезнования за сломанную компактную камеру. Разрешите в настройках фотоаппарата снимать без объектива.
- Смотрите сквозь видоискатель в процессе изменения диафрагмы. Вы заметите, что изображение будет заделываться или ярче, или светлее, кроме того вы заметите трансформирование глубины резкости – в особенности это броско при портретной съемке.
- Выберите ISO, подходящее для вашей сцены. ISO 100 – для съемки на солнце, не меньше 800 при съемке в помещении.
- Выставите выдержку, подходящую для вашего случая, чтобы избежать смазывания картинки. 1/60 с или 1/50 с – этого целиком достаточно для начала. Со штативом можно и больше.
- Как только ваш предмет в фокусе, нажмите надвое кнопку спуска затвора, чтобы заработал экспонометр и оценил освещенность сцены. Если он показывает, что света достаточно – можете снимать. Если немало или самое малое – примите соответствующие меры.
- Оцените полученную картинку и скорректируйте настройки камеры. Съемка в RAW позволит вытягивать детали в пересвеченных или недоэкспонированных кадрах.
После некоторого использования данной техники, вы сможете фокусироваться на разных диафрагмах и сможете выставлять необходимые настройки не задумываясь.
Немаловажный аспект ручной фокусировки – ее удобство. И тут нам нужно будет понять с таким понятием, как фокусировочный экран. Это небольшая пластинка из прозрачного пластика с нанесенными концентрическими кругами и прочей разметкой. Входящий в комплект поставки экран рассчитан для удобства работы системы фазовой автофокусировки вашей камеры.
Старая неавтофокусная оптика значительно лучше приспособлена для ручной работы – это немедленно замечаешь, покрутив какой-нибудь мануальный объектив в цельнометаллическом корпусе – плавный и при этом точный надзор фокусировки, не в образец хлипким пластмассовым кольцам на китовых объективах.
Конечно, вы без труда заметите промах в резкости, но в остальном, фокусироваться вручную будет не так удобно, как традиционным способом или в режиме Live View. Поэтому, если вы предпочитаете работать через оптический видоискатель, можно заместить стандартный фокусировочный экран на сознательно предназначенный для ручного наведения на резкость. Изображение в видоискателе будет лучше приспособлено для контроля резкости вручную, зона резкости станет более отчетливой. Помимо того, в продаже можно выискать специальные экранчики для пейзажной съемки с нанесенными композиционными линиями.
Современная камера со сменной оптикой имеет в себе сложнейшие компоненты, которые обеспечивают работу систем стабилизации, замера экспозиции, фокусировки и обработки сигнала. Для полноценной работы ей необходима связь с объективом, чтобы забирать из него информацию о съемке – диафрагме, выдержке, фокусном расстоянии. Другие характеристики также хранятся объективом – даже фокусное расстояние и состояние корпуса.
Начиная с 1987 года, с представлением объективов Canon EF с всецело электронной связью с камерой, объективы с процессорами исподволь отвоевывали местоположение под солнцем у ручной оптики. Но тут возникает еще одна задача – даже используя ладный объектив, фокусировочный экран и технику съемки, при малейшем изменении условий освещения вам заново придется выставлять значения выдержки, вручную изменять диафрагму на объективе или изменять ISO.
Фотолюбители-энтузиасты решили эту проблему, создав так называемый одуванчик. Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции вашей зеркальной камеры.
Чип имитирует команды для полноценной работы фотоаппарата, а тушка думает, что на нее установили близкий объектив. Работает подтверждение фокусировки, автоэкспозиция и так далее, но фокусировка остается ручной. Одуванчики выпускают для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS, Nikon, Olympus, фотоаппаратов Micro Four Thirds, зачастую в комплекте с переходным кольцом и на сто процентов готовыми к работе.
Последнее поколения чипов могут программироваться на привкус пользователя, проводить юстировку системы фазовой фокусировки совместно с данным объективом, а также трансформировать изначально определенные параметры чипа.
Перспективы Sony NEX и Micro Four Thirds
Особого внимания заслуживают фотоаппараты Sony NEX, построенные на таких же APS-C сеносорах, как и зеркальные. В попытке изготовить самую маленькую камеру со взрослым сенсором, конструкторы Sony спроектировали линейку NEX таким образом, что рабочий отрезок у них составляет 18 мм, и пространство для установки оптики тут широчайшее. Фактически, создав переходное кольцо-адаптер, на NEX можно устанавливать любую оптику, что дает любителем широчайшую свободу действий. В принципе, то же самое справедливо и для фотоаппаратов системы Micro Four Thirds – у них также невеликий рабочий отрезок, но спроектированы они под матрицу с другим соотношением сторон, потому изначально сконструированная под пленочное позволение Sony NEX будет выигрышнее.
В последней версии прошивки Sony реализовала вероятность подключать старые объективы Minolta с фокусировочным мотором, но в контексте данной статьи нас это чуть-чуть интересует. Используя переходные кольца Sony E-mount – M39, M42, T-mount - можно устанавливать любые старые объективы.
На форумах, посвященных продаже-покупке фотоаксессуров, можно встретить полно интересных объективов, которые распродают фотолюбители. Нас интересуют байонеты T2, M42, M42-M39, Zeiss C/Y, Leica R, Nikon F, Olympus OM, Pentax K, Minolta MD, Pentacon Six.
Почти все экземпляры старых мануальных объективов отличаются звенящей резкостью, негусто измененной цветопередачей (старое оптическое стеклышко приобретает легкий желтоватый нюанс и может выдавать пленочные цвета), красивой зоной нерезкости и выразительным боке.
Мануальные объективы отличаются своеобразным боке. Кадр ниже снят объективом Carl Zeiss Jena MC Pancolar f1.8-50mm
Тут хочется упомянуть объектив 40-2 85/1.5. Он отличается потрясающим овальным боке, которое как бы подкручивается кругами к центру.
К счастью, M42-объективов достаточно много. Есть и фикс-телеобъективы, и фишаи, и портретная оптика. Совершенный список мануальных стекол и технических характеристик можно осмотреть здесь. Ну а мы надеемся, что подкованные читатели FERRA.RU, руководствуясь нашей статьей, найдут себе подходящий объектив и сделают непочатый край отличных фотографий и расширят свои фотографические навыки.
По материалам: http://ferra.ru/online/digiphoto/110922/
Опубликовано: 07 мая 2011
Fujifilm представила защищенную компактную цифровую фотокамеру FinePix XP50
Агонию «Фобос-Грунта» запечатлел астроном-любитель
Портретный объектив AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G стоит $499
Компания Nikon готовится представить камеру D4 и портретный объектив
SLR Magic анонсирует выпуск объектива HyperPrime CINE 50mm T0.95
«Серебряная камера 2011»: Москва не влезает в объектив
"Сатурн" попал в объектив Лозанны
Медиасоюз «Объектив» предлагает Иванишвили 50% эфира
Новый стандартный зум-объектив Olympus для камер PEN
Водители попали в объектив